"ИСКУ́ССТВО ДЛЯ ИСКУ́ССТВА" ("чистое искусство") - термин, употребляемый для обознач. ряда эстетич. концепций, опирающихся на утверждение самоценности худож. творчества, провозглашающих независимость худож. творчества от социальных и политич. требований. Теоретич. идеи "И. Д. И." были оформлены к сер. 19 в. и явились реакцией на философию позитивизма (Т. Готье, группа "Парнас" во Франции, прерафаэлиты, Дж. Рескин, А. Суинберн в Англии). В России последовательно обоснован А. В. Дружининым в ст. "Критика гоголевского периода рус. лит-ры и наши к ней отношения" (1856), направл. против изв. серии статей Н. Г. Чернышевского. В ней гармоничное пушкинское "свободное", "артистич." иск-во, имеющее своей целью высшие и вечные ценности бытия, противопоставлялось иск-ву "дидактическому", ставящему целью отклики на злобу дня и изображающему грязь жизни, поборниками к-рого выступили писатели и критики "гоголевской школы". Принцип, согласно к-рому иск-во должно служить только иск-ву, а не реальным целям жизни, был в 1860-х гг. поддержан поэтами и критиками (В. Боткин, А. Фет, А. Майков, А. К. Толстой и др.). Поэзия разделилась на два лагеря: сторонников "И. Д. И." и поэтов гражданской (или "некрасовской") школы. Термин "И. Д. И." при этом оказался тождественным термину "чистое иск-во". Между тем они различны по смыслу. Термин "чистое иск-во" имеет основания в нем. классич. философии: "чистое" - значит доопытное, априорное творчество, т. е. способность творить силой вдохновения, творящее начало изначально в человеке и проявляется в художестве. См., напр., в этом смысле утверждение Белинского о том, что "Обыкновенная история" Гончарова есть образец чистого иск-ва ("Рус. лит-ра в 1847 году"). Термин же "И. Д. И." имеет в истории рус. эстетики и поэзии конкретно историч. значение: он возник как попытка защиты высших принципов поэзии от тенденциозности и узкоутилитарных целей.
"искусство для искусства"
Гуманитарный словарь
Иллюстрированный энциклопедический словарь
"ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА" ("чистое искусство"), название ряда эстетических концепций, утверждающих независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи "искусства для искусства" оформились в теорию к середине 19 в.